1  2  3  4  5  6  7  8  9  10
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ:

 «ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

И СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

СТАТЬИ

Данилова Т. Н.  "ИСКАЖЕНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ

КАК ОСНОВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МИФОВ"

УДК 159.9.07396.22.27-428   Данилова Т.Н.

г. ____Симферополь___

ИСКАЖЕНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ

КАК ОСНОВА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МИФОВ

«Люди, чаще, чем думают,

живут мифами»

Н. Бердяев

В статье осуществляется психологический анализ трансформации евангельских заповедей в мифы. Описаны, наиболее часто встречающиеся в практике психологического консультирования, мифы, оказывающие деструктивное воздействие на жизнь человека и его взаимоотношения с другими людьми.

Ключевые слова: миф, заповедь, сознание, культура.

Постановка проблемы

Вступление. Впервые определение мифа встречается в работах Платона, считавшего, что миф есть вымысел, получивший признание всего общества, суррогатная замена разумного основания некоторого суждения или поступка, когда истинное основание мнения или поступка недоступно в силу своей сложности.

Наибольшее же количество исследований мифа и процесса мифотворчества приходится на 18-20 века. Это, прежде всего работы А. Лосева, Э. Касирера, М. Элиаде и др.

Некоторые исследователи мифа (такие как: Ф. Шеллинг, Т.Кун, О. Шпенглер, В. Шубарт) считали, что система взаимосвязанных мифов лежит в основе любой культуры, она определяет не только особенности данной культуры, но и определенный тип живущего в ней человека.

Проблема мифа наиболее подробно рассмотрена и в аналитической  психологии К. Юнга, утверждавшего, что миф – это, прежде всего, порождение архетипа, бессознательный символ, требующий обязательной психологической интерпретации с целью решения актуальных и возможных психологических проблем. Соответственно его выводам, мифотворчество присуще не только первобытным обществам, а свойственно человеку любой культуры и времени.

Интересная трактовка мифов встречается и в творчестве Р. Барта — известного французского философа – постструктуралиста и семиотика, знакомого читателю, в первую очередь, по своим работам «Мифологии», «Основы семиологии». Р. Барт определяет миф как некую коммуникативную систему, которая пытается выдать себя за систему фактов. «Миф ничего не скрывает и ничего не афиширует, он только деформирует… Миф не есть ни ложь, ни искреннее признание, он есть искажение… Суть мифа –преобразовать смысл в форму» [2, 43].

Анализ основних исследований. В нашем исследовании, прежде всего, мы заинтересовались феноменологией проявления так называемых современных мифов, так как многие из выше упоминаемых нами авторов: Р. Барт, М. Элиаде, и прежде всего К. Юнг, исследовали именно психологические аспекты (причины, условия и особенности) возникновения типичных искажений (в соответствии с мифотворческими образцами) в психике именно современного человека.

Одним из глобальных социокультурных факторов возникновения феномена современных мифов является тип развития общества, наиболее характерный для нашего времени. Именно такой тип общества (апостасийный), по мнению современного русского философа и богослова В. Тростникова является наиболее благоприятной средой для возникновения мифов. Апостасийное общество – это общество полного безверия, когда люди утрачивают ощущение реальности инобытия и его важности в своей жизни и начинают руководствоваться только законами материального мира. «В этом случае эклектичность «верования» не может быть обнаружена, так как оно не воспринимается всерьёз и не имеет прикладного значения, а просто играет роль некоторой сентиментальной отдушины» [6, 99].

Созвучные идеи имеются и в работах А. Бондаренко – основателя психотерапевтической концепции этического персонализма, в рамках которой указывается на то, что одной из основных причин психологических проблем, для представителя современного восточно-славянского менталитета, является искаженное представление о действительности, имеющее, как правило, свое выражение в форме различных мифических представлений [4]. Вновь и вновь, возникающие в глубине бессознательной психики, и время от времени захватывающие сознание религиозно-магические и мифологические представления беспрепятственно проникают в сознание, по причине его «ценностной пустоты». Не даром существует пословица, очень точно отражающая психологический механизм проникновения в психическую реальность (прежде всего, сферу восприятия-понимания) подобных содержаний – «свято место пусто не бывает». Именно отсутствие духовного фундамента ценностно-мировоззренческой природы порождает подобный феномен.

Этим фундаментом, по нашем мнению может быть для современного человека христианская антропология (святоотеческое учение о человеке), которое и выступила в качестве методологической основы данного исследования.

Метод исследования: ретроспективный анализ высказываний пациентов, обратившихся за психологической помощью.

Количество респондентов – 74 человека – это мужчины и женщины, обращающиеся на протяжении двух лет за психологической помощью.

Таким образом, целью нашей работы явилось описание специфики искажений смысла евангельских заповедей и их трансформации в мифы в структуре сознания современных людей.

Изложение основного материла

«Неразрешимость нравственного конфликта рождает «нерешительность». Но ритм жизни требует немедленного решения…Рефлексия ума, рефлексия совести всегда и неизбежно отстаёт от актов выбора» [5, 127]. Именно в такой ситуации, сомневающийся и нуждающийся в принятии решения, человек испытывает особую нужду в мифе как некотором помощнике, приходящим на выручку в самые сложные моменты жизни.